ПОДЕЛИТЬСЯ
Want create site? With Free visual composer you can do it easy.
Быть нормальным в период
отрочества – само по себе ненормально
А. Фрейд

Информация про возрастные кризисы в жизни человека стала доступна и широко известна с конца ХХ века. И уже никого не удивишь тем, что в течение жизни бывают трудные периоды, когда происходят серьезные психологические и социальные изменения. Все люди переживают возрастные кризисы. Конечно, длительность и сила эмоционального дискомфорта индивидуальны и зависят от многих обстоятельств. Например, от врожденных качеств, таких, как темперамент, стрессоустойчивость, прошлого жизненного опыта человека и среды, в которой он находится и пр.

Самыми известными возрастными кризисами являются кризис трех лет, подростковый кризис и кризис середины жизни. В поведении трехлетки кризис проявляется в возникновении собственного мнения и негативизма, которые выражаются в том, что милый малыш начитает активно отвечать «нет» на предложения родителей. В этот трудный период происходит социальное рождение ребенка и его психологическое отделение от мамы. Малыш уже способен различать свои потребности и готов отстаивать свое мнение. Дальше – больше. Ребенок взрослеет и с 11-13 лет вступает в период полового созревания, когда происходят серьезные изменения в теле и психике и итогом этой глобальной физиологической и психологической перестройки должно стать появление взрослого, ответственного и самостоятельного человека. Во время подросткового кризиса происходит рождение личности и для этого взрослеющему ребенку необходимо ответить себе на вопрос «Кто я?», научиться автономии и начать отделяться от родителей, чтобы через несколько лет стать психологически зрелым и самостоятельным взрослым.

Половое созревание и подростковый кризис Каждый возрастной кризис связан с серьезными физическими и психологическими изменениями. Совершенно очевидно, что многие родители с тревогой ожидают начало полового созревания (пубертата) и подросткового кризиса у своего чада. Период от 13 до 18 лет считается переходным от детства к взрослости и именно на эти годы приходится подростковый кризис. Это годы, когда происходят глобальные изменения тела и психики ребенка, по скорости изменений сравнимые только с периодом беременности и первым годом жизни. Обычно у девочек половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков на 1-2 года. В это время у ребенка увеличивается аппетит, он набирает вес, откладывается жирок и появляются вторичные половые признаки: растут волосы в подмышечных впадинах, у девочек увеличиваются молочные железы, а у мальчиков увеличиваются яички. Следующий этап созревания – период активного роста, когда ребенок в течение нескольких месяцев может вырасти на 7-15 см. Что же происходит с ребенком в это время? Физические изменения периода созревания регулируются гипофизом, железой, размером с горошину, находящуюся у основания головного мозга. Гормоны гипофиза стимулируют работу щитовидной железы, надпочечников, яичек у мальчиков и яичников у девочек. Причем,  подготовка организма ребенка к пубертату начинается в 8-9 лет, а первые изменения мы замечаем в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков.

Пубертат (половое созревание) заканчивается временем, когда появляется возможность к рождению собственных детей: для девочек это 12-15 лет, а для мальчиков – 14-16 лет.  И здесь тоже проявляется серьезная проблема современного общества: сексуальная зрелось наступает на 6-10 лет раньше времени социальной зрелости и началом периода взрослости, возраста, когда человек может себя финансово содержать и быть в полной мере самостоятельным и не зависеть от своих родителей. Также в годы от созревания до наступления взрослости, юноше или девушке необходимо выбрать будущую профессию и получить соответствующее образование. Эти же годы являются временем, когда активно формируется «Я», личность человека, подросток учится выбирать себе друзей и у него появляется первая любовь.

Возраст от 11 (12) до 15 (16) лет Именно эти годы могут быть особенно трудными как для взрослеющего ребенка, так и для его родителей. Подростки, и родители подростков сталкиваются с большим количеством трудностей. Дети и подростки растут и развиваются неравномерно. В этом возрасте такая асинхронность может быть особенно заметна и тревожить как детей, так и родителей. Например, при раннем физическом развитии, когда ребенок выглядит физически более сформированным, чем одноклассники, он может стать более эмоционально уязвимым. Родители могут предъявлять к нему повышенные требования, которым взрослеющий ребенок еще не может соответствовать в силу неравномерности своего физического, интеллектуального развития и недостаточно сформированной способности к саморегуляции. И, при этом, мальчики подростки, опережающие в своем физическом развитии сверстников, находятся в более выгодном положении, т.к. более авторитетны для друзей и одноклассников. Также стоит учитывать, что в этом возрасте девочки и мальчики могут отличаться в физическом, интеллектуальном и социальном развитии на 3-4 года. Обычно пубертат у девочек начинается раньше, чем у мальчиков – одноклассников.  Девочки, развивающиеся рано, вызывают тревогу у родителей, и могут сталкиваться с большим количеством трудностей: разные интересы с подругами – одноклассницами, у которых еще не начался пубертат, эмоциональная ранимость из-за быстро меняющегося тела и также эмоциональная неустойчивость, свойственная для любого подростка. Стоит учитывать, что как ранее созревание, так и запаздывания в темпах роста и физического развития, могут являться серьезным психологическим испытанием для ребенка.

Физическое развитие Можно сказать, что в этом возрасте организм функционирует на пределе своих возможностей и для взрослеющего ребенка важны условия жизни, режим дня и отношения с родителями. Например, в период взросления важно, чтобы ребенок регулярно кушал, т.к. раздражительность может проявляться в ответ на чувство голода и сниженную способность к саморегуляции. Быстрый рост приводит к постоянному чувству усталости, дети жалуются, что у них болят руки и ноги, а значит, ребенку необходим режим дня и достаточное время на сон. Родителям стоит быть внимательными к жалобам ребенка на физическое состояние еще и потому, что в этом возрасте начинают проявляться многие тяжелые болезни.

Интеллектуальное и нравственное развитие В этом возрасте подросткам становятся доступны формально-логические операции, абстрактное и научное мышление. Поэтому именно сейчас можно говорить о появлении интересов, которые в последствие станут профессией человека. В результате различных исследований установлено, что уровень формально-логического мышления формируется менее, чем у 50% старших школьников. И применять эти возможности мышления подросток будет только в важных ситуациях, вызывающих интерес. В начале пубертата у ребенка может падать мотивация к учебе и успеваемость в школе. И данное обстоятельство также беспокоит родителей. Из-за развития абстрактного мышления ребенок становится неудобным, конфликтным, комментирует действия родителей, подмечает все недочеты и несоответствия между их словами и действиями. Появляются устойчивые нравственные ориентиры и нормы, и четкое представление, что хорошо-плохо, приемлемо-неприемлемо. Нравственность и ценности формируются у ребенка с самого раннего возраста в процессе воспитания родителями и от взаимодействия с другими значимыми людьми. В этом возрасте ребенок отделяется от родителей и значимым окружением становятся друзья. Именно поэтому родители испытывают серьезную тревогу из-за того, что ребенок отдаляется и становится более скрытным. Серьезные опасения возникают у родителей, чьи дети попадают в плохую компания. А сейчас ситуацию осложняет виртуальный мир, социальные сети и виртуальные контакты, которые невозможно контролировать родителям.

Основные задачи развития в подростковом возрасте 

  1. Независимость и автономия По данным европейских исследований, около 60% подростков доставляют серьезные трудности родителям. Особенно актуальной становится проблема эмоционального отделения ребенка от родителей и, соответственно, все острее проявляет себя противоречие между новыми правами, на которые претендует ребенок, и ответственностью, необходимую для этого взять на себя.

В вопросе прав и обязанностей подростка родителям стоит проявлять последовательность и настойчивость. Независимость суждений и поведения ребенка прочно связана с самоконтролем. Формирование самоконтроля начинается с раннего детства и возможно только при внимании и последовательности со стороны родителей.

Как происходит формирование самоконтроля? Этот процесс проходит 2 стадии. Вначале, с раннего детства, родители контролируют ребенка и обеспечивают ему определенный режим дня, помогают справляться с трудностями и полностью организуют его жизнь. По мере роста и взросления, родители начинают позволять ребенку самому поддерживать режим дня и выбирать себе интересные занятия. Обычно такая постепенная передача ответственности и контроля начинается после 7-8 лет. Контроль родителей является внешним и постепенно он заменяется на внутренний контроль ребенка. Хорошим вариантом является, когда самоконтроль формируется к 18-20 годам. Показателями самоконтроля являются умение планировать и организовывать свою жизнь, расставлять приоритеты и достигать поставленные цели. Если мы посмотрим вокруг и обратим внимание даже на взрослых людей, то легко заметим, что самоконтроль и возможность автономно поддерживать свою жизнь – не обязательные качества характера взрослого человека. И поэтому родителям не стоит ожидать, что по достижению 16-18 лет ребенок сам по себе станет организованным и начнет с легкостью планировать и реализовывать поставленные цели.

  1. Формирование личности (идентичности) Формирование идентичности, по мнению Э. Эриксона, это процесс самоопределения, целью которого является создание представления о своем месте в жизни, определяет направление, цели и смысл будущей жизни человека.

Этот процесс также начинается с раннего детства с отношения родителей (особенно мамы) к ребенку. После достижения возраста 3х лет расширяется список людей, оказывающих влияние на ребенка и на его представление о себе. Теперь в эту значимую группу входят воспитатели детского сада, другие дети с которыми будет дружить ребенок, или с которыми окажется рядом. И так дальше, по мере роста и взросления эта группа значимых людей (референтная группа) будет только расширяться.

И в подростковом возрасте ребенку придется интегрировать в себя опыт взаимодействия с разными людьми, разные ситуации, которые происходили в его жизни и сформировать свою личность (идентичность, Я-концепцию, Я). Представление о себе, сформированное к 20-25 годам будет основой для самооценки,  представления о себе и выбора стратегий поведения во взрослой жизни.

Для того, чтобы ребенок рос с позитивным представлением о себе, родителям необходимо создавать ситуации, где ребенок будет успешен, предлагать занятия, в которых смогут проявиться его способности. Такую стратегию родителей принято называть «Опыт формирования удач ребенка» и стоит помнить про важность и необходимость ситуаций достижения целей, успеха. Именно на такой основе можно сформировать устойчивую самооценку и также опыт удач является гарантией от многих трудностей подросткового возраста. Например, уверенный в себе ребенок с доверительными отношениями с родителями имеет минимальные шансы для попадания в плохую компанию. Подростку необходима компания, группа сверстников, это тоже особенность возраста, просто когда у ребенка есть надежные друзья к 12-14 годам, то очень редко может возникать желание проявлять себя плохими поступками.

  1. Потребность в близких отношениях со сверстниками И это тоже совершенно новая задача именно этого возраста!

Уже с началом обучения в школе дети начинают отдаляться от родителей. Появляются новые друзья, первый учитель, авторитет которого часто бывает гораздо выше родительского. И с этого времени детям более привлекательными становятся группы сверстников одного с ними пола, и нахождение в такой группе, и хорошие отношения со сверстниками постепенно становятся важнее близких и доверительных отношений с родителями. Общение в такой группе также помогает ребенку понять кто он и какой он. Наличие хороших друзей также способствует приобретению опыта получения удовольствия от общения, от совместных дел и развлечений.

В подростковом возрасте активно развиваются зоны мозга, регулирующие ощущение удовольствия. Именно в этом возрасте дети пробуют психоактивные вещества: никотин, алкоголь, наркотики. И это является серьезной проблемой, т.к. по данным исследований если подросток до 15-16 лет регулярно выпивает, то у него возрастают риски формирования алкоголизма в более взрослом возрасте. Также проблемой является сексуальная активность в этом возрасте. Последствиями раннего начала половой жизни являются инфекции, передающиеся половым путем и ВИЧ. Незащищенный секс также приводит к беременностям, большинство из которых прерываются. По данным социологических опросов, в европейских странах и России, 80% подростков начинают половую жизнь в 15-17 лет. Это реальность и запретами проблему с сексуальной жизнью подростков не изменить…

Из-за возрастной склонности к рискованному поведению, подростки могут причинить серьезный вред собственному здоровью. И поэтому именно родителям стоит задумываться, каким образом сделать захватывающей и интересной жизнь своего взрослеющего ребенка.

Подростковый возраст является временем перехода от детства к взрослости. Серьезные физические изменения тела ребенка, изменения в работе головного мозга влекут за собой глобальную психологическую перестройку. Иногда может казаться, что милый, родной, любимый ребенок превращается совершенно незнакомого, эмоционально неустойчивого и плохо предсказуемого незнакомца. Этот возраст перехода от детства к взрослости и сам подростковый кризис продолжительны по времени. И часто бывает, что к таким масштабным изменениям не готовы ни родители, ни дети. И без хороших, доверительных отношений с ребенком в более младшем возрасте, к сожалению, невозможно гладко пережить бурю подросткового кризиса.

Чтобы лучше понять трудности, с которыми сталкивается подросток в период физического созревания и психологического взросления, стоит вспомнить себя в этом возрасте: свое физическое и психологическое состояние, трудности с родителями, с учителями, которые были у нас и то, как нам удалось пережить это непростое время. Взросление собственных детей – это время, когда стоит стать ребенку старшим товарищем и наставником. Дети не являются копией своих родителей, они не должны и не могут реализовать все наши амбиции… Они просто вырастают, становятся взрослыми и основная задача родителей состоит в помощи и поддержке собственного взрослого ребенка, в поддержании с ним доверительных отношений. Тогда есть все шансы, что со своими трудностями, подросток пойдет к родителям и совместно их можно будет преодолеть!

«Посеешь младенца – пожнешь бурю» (Д. Винникот) Рекомендации родителям подростков:

Как понять подростка и пережить его трудный возраст?

  1. С пониманием и уважением относиться к своему взрослеющему ребенку. Эмоциональная нестабильность – норма для периода полового созревания. Организм активно растет, серьезные изменения затрагивают головной мозг и пока не завершится рост и формирование тела, не стоит ожидать эмоциональной стабильности и хорошей саморегуляции. Как раз сейчас от родителей требуется внимание, сочувствие и поддержка.
  2. Сохранять родительскую позицию, т.е. доверительные отношения с ребенком и при этом внимание и разумные ограничения. Такая позиция в отношениях с ребенком помогает формированию самоконтроля. Если ограничений слишком много и они слишком жесткие, то ребенок будет бунтовать! Поэтому задача родителей поддерживать баланс между собственным контролем и самостоятельностью подростка. Необходимо сохранять настойчивость и быть последовательными.
  3. Продолжать формировать ответственность и подчеркивать, что права взрослого человека подразумевают обязанности и самоограничения.
  4. Минимизировать количество запретов и договориться про основные «горячие точки» контроля. Для многих родителей основную зону контроля можно сформулировать следующим образом: «Мой долг защитить тебя от всего, что угрожает твоему здоровью, учебе, жизни».
  5. Обращаясь к психологу по поводу трудностей с подростком, стоит знать, что работа со специалистом потребует участия и сотрудничества родителей и подростка. В некоторых случаях, такая работа может продолжаться несколько лет. Если родители не справляются со своим взрослеющим ребенком, то хороший контакт ребенка с психологом позволит решить часть его трудностей и будет существенной помощью и поддержкой для родителей.

Автор: Татьяна Скрицкая

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

35 КОММЕНТАРИИ

  1. suede heart snk ps 364919 04 age enfant

    amazon escobillero portarrollos rozetka 懈谐褉芯胁芯泄 薪邪斜芯褉 na na 写械褌褋泻懈泄 薪邪斜芯褉 写谢褟 褍斜芯褉泻懈 泻褉芯褋褋芯胁泻懈 薪邪 褕懈褉芯泻芯泄 锌芯写芯褕胁械 褔械褉薪褘械 胁褋褌邪胁泻懈 谐谢懈褌褌械褉 泻芯屑锌谢械泻褌 锌芯谢褍褌芯褉薪芯谐芯 锌芯褋褌械谢褜薪芯谐芯 斜械谢褜褟 褌屑 褋邪褌懈薪 斜褞褋褌谐邪谢褜褌械褉 屑懈谢邪胁懈褑邪 11557 泻褍锌懈褌褜 胁 褋邪薪泻褌 锌械褌械褉斜褍褉谐械 薪邪 muebles est…

  2. tiger store stockholm

    magnetick谩 kresliaca tabu木a p铆smen谩 predam samsung s5 zachovaly bratislava prorain filtra膷n茅 膷erpadl谩 aquamax eco classic 膷erpadlo oase l氓ngskjortor obh gravity kort uppklippt h氓r gadget 纬喂伪 蟿慰 蟽蟺喂蟿喂 蟺伪蟺慰蠀蟿蟽喂伪 蠂蔚喂渭蠅谓伪蟽 2016 nike 蟺伪喂未喂魏伪 蟺伪蟺慰蠀蟿蟽喂伪 纬喂伪 魏…

  3. le pot commun wannawin

    cc fashion tops femme podprsenka vs pink leopard lace seafoam glow push up 34c 拧atka na hlavu a krk tyrkysova predam detsky bicykel cube kid 200 tmavomodr谩 p谩nska pre拧铆van谩 vesta cyclocross cyklar lenovo surfplatta laddare kyrkans flagga riddarborg pla…

  4. echarpe plaid bleue

    penguin necklace penguins team jewelry monogram personalized initial and birthstone perlmutt kette gold 45cm ca.16mm collier halskette mother of farby epson farby do detskej izby wolfr谩mov茅 obr煤膷ky dom provensalsky styl v媒roba masky na karneval kratke…

  5. 住讜驻讟砖诇 住讜驻讟砖诇 爪讘讗讬 注诐 驻专讜讜讛 诪讙讜讜谉 注谞拽 砖诇 诪注讬诇讬 住讜驻讟砖诇 讬讜讗讜

    谞注诇讬 注讘讜讚讛 讜讘讟讬讞讜转 讜讜专拽专 worker 专诪讬 诇讜讬 谞讜驻砖 讘讞讜诇 讜讬讘专讟讜专 谞讬讬讚 讞砖诪诇讬 诇讘讟讜谉 fc 讘专讜谞拽讜 诪住讻转 讜专讚讬诐 讗驻专讬诇 讟讬讜诇 诪讗讜专讙谉 诇讘讜诇讙专讬讛 讟讬讜诇讬诐 诪讗讜专讙谞讬诐 讘讗讝讜专 讘讜诇讙专讬讛 拽讜讜讬 the athletes foot publica莽玫es facebook cipele converse chuck taylor all star plavo bijelo crve…

  6. n谩ramky pro p谩ry z 膷ern媒ch l谩vov媒ch kamen暖

    playeras deportivas para gym correr ejercicio zumba 魏蠅蟿蟽慰尾慰位慰蟽 伪蟺慰蠂谓慰蠀未蠅蟿畏蟽 star wars solo iridescent millennium falcon tote purse gucci bags black techno canvas backpack poshmark 渭伪尉喂位 蟻喂伪 魏 蟺慰蠀 渭伪尉喂位 蟻喂伪 蟺谓慰蠀 渭伪尉喂位 蟻喂伪 魏伪蟻 魏位伪 蟽蔚 蠁胃畏谓 写械褌褋泻芯 褋锌邪谢薪芯 斜…

  7. termometro de graus

    gamer pc h谩zak sweat nike gris fonc茅 b枚gr茅s mikr贸s s眉ti kaka贸 n茅lk眉l 煤j ny谩ri gumi 谩rak herlitz sportt谩ska m疟k枚r枚m akril fest茅k 蟹邪褖懈褌薪芯械 褋褌械泻谢芯 glossy black 写谢褟 samsung galaxy a3 sm a310 olcs贸 ingek egyszerhaszn谩latos 茅teltart贸

  8. stainless line

    mavi mutfak gere莽leri caixa de som amplificada pequena bose multi room speakers sanus sonos one wall mount norelco shaver deal 谞讜专转 led logona kosmetyki ses 谋艧谋k sahne sistemleri vitrinekast zwart hoogglans dal谋艧 elbisesi markalar谋 銈偝銉笺偣銉嗐偅銉冦偗 銈广償銉笺偒銉…

  9. converse velvet studs all star chuck taylor hi top black

    converse chucks ct ox 39 toddler girls size 7 converse shoes kids clothing converse chucks low weiss sneakers herren kiln thermometer cheap bluetooth car stereo 4 賯胤毓丞 丿毓賵賶 5.5 丕賱兀乇噩賵丕賳賷 丕賱鬲賳賷賳 440C 丕賱賲賴賳賷丞 賲賯氐 毓乇 丕賱廿賳爻丕賳 鬲氐賮賷賮 丕賱卮毓乇 賲乇賮丕毓 賲賯氐賷 賯丕胤毓 鬲禺…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here